Главная » Статьи » К 300-летию Белоярска [ Добавить статью ]

Первый директор Белоярского мачтопропиточного завода
В Иркутской области в 45 километрах от Нижнеудинска есть деревня Худоеланская. Через нее проходит старый тракт. До революции по нему тащились вереницами обозы на восток и обратно.
Гремя тяжелыми кандалами, по этой же дороге медленно, еле волоча ноги, шли политкаторжане, шли много тысяч километров, от края до края России-матушки, терпели голод и холод, переносили издевательства и побои.

На этом тяжёлом и страшном пути в деревне Худоеланской родился в 1900 году Карп Васильевич Турунтаев. Отец его был сослан из России и тоже прошёл весь этот каторжный путь.
Вскоре осталась семья без отца. Мать батрачила. А малец с семи лет пас скот односельчан. Ох, несладка работа подпаска! Стегал его хворостиной пастух, а больше всего били кулаки - как говорится, за что почтёшь. Кто работал у кулаков, тот знает, что за жизнь у батрака. Однажды потерял мальчишка телку - избил хозяин так, что тот несколько недель в постели пролежал. Телка нашлась, а заработок хозяин так и не отдал.
Тянулся паренек с малолетства за грамотой - кое-как, при помощи политических ссыльных, окончил три класса, а дальше уже дорога была закрыта к науке. Не до книжек - кормиться надо.
Какой рабочий из подростка в 14 лет? А ему еще и четырнадцати-то не было, когда пришел на железную дорогу. Землю копал, камень долбил. Тачку гонял, таскал шпалы и рельсы и все другие самые тяжелые работы тянул.
- Всё моги, - говорил начальник. - А не хочешь - иди вон.
- На нашей станции политические ссыльные работали, они-то и взяли тогда под защиту подростков, - вспоминает Карп Васильевич. - Помогали в работе, защищали от издевательств на-чальства. И стали они мне самыми близкими и родными людьми. Отец работал путевым сторожем, но его не стало, когда я ещё в люльке спал...
Тяжёлыми были 1917-1920 годы для рабочих Восточно-Сибирской железной дороги. Белочехи, отступавшая колчаковская армия опустошали сёла. Валил людей тиф. Порой по несколько десятков человек в день увозили на кладбище.
Голодные, еле волоча ноги, железнодорожники работали на восстановительных работах: надо было обеспечить продвижение Красной Армии на Восток. Бандиты и оставшиеся белогвардейские шайки пускали под откос поезда.
  Карп Васильевич со сверстниками-комсомольцами не покладая рук днями и ночами работали на расчистке дороги и восстановлении линии.
В 1920 году Карп Турунтаев вместе с другими коммунистами-активистами был направлен на работу по решению продо-вольственных вопросов. Кулачье буквально на глазах молодёжи убило их товарища по работе - коммунистку Ревяко. Но врагам дорого пришлось заплатить за её смерть. В упорной борьбе продотряды решали поставленные перед ними задачи. Жители Поволжья и других областей России почув-ствовали настоящую помощь от сибиряков. И голод понемногу отступил.
А жизнь звала вперёд. В 1921 году Карп Турунтаев принимал участие в ликвидации банды братьев Мамаевых в Нижнеудинском районе Восточной Сибири. В следующем году, решив стать воином Рабоче-крестьянской Красной Армии, поступил в Иркутскую военно-пехотную школу. К сожалению, через год по состоянию здоровья вынужден был расстаться с мечтой и вернуться на железную дорогу. Женился. В 1925 году родился сын Владимир.
Вскоре Карп Васильевич окончил в Томске курсы бригадиров пути, а в 1930 году был направлен в Ленинград на инженерные курсы НКПС, которые успешно окончил в 1933 году и вернулся на Томскую железную дорогу, где сначала поработал инженером, а затем и начальником дистанции пути. Весь свой опыт направлял на увеличение пропускной способности железной дороги на своём участке стальной магистрали и на улучшение условий труда и жизни путейцев своей дистанции.
В августе 1940 года К.В. Турунтаева направили на станцию Алтайская, где на окраине Белоярска нужно было практически заново переоборудовать небольшой цех по пропитке деревянных деталей креозотом, создав на его территории серьёзное производ-ство - шпалопропиточный завод. Вместе с ним приехала жена Варвара Григорьевна, 15-летний сын Володя и два малыша - Лариса и Витя. Временно поселились в комнате старого барака по сосед-ству с белоярским вокзалом. И начался у Карпа Васильевича напряжённейший период его биографии: реконструкция имеющихся и строительство новых цехов, набор и обучение кадров, решение многих других задач.
По воспоминаниям дочери Ларисы (1938 г. р.), под контролем Карпа Васильевича в короткий срок на территории имевшегося пропиточного участка был построен большой цех с автоклавами, в которые одновременно закатывали 5-6 тележек «рогачей» с сухими шпалами, задраивали наглухо люки и под давлением заливали креозот, который в дальнейшем был заменён специальной жидкостью - антраценовым маслом. Отремонтировали узкоколейку, по которой двигалась техника для доставки шпал к автоклавам и обратно - на участок готовой продукции, с последующей отправкой путейцам страны.
С началом войны с фашистской Германией у К.В. Турунтаева забот многократно прибавилось. Немало военнообязанных мужчин отправили на фронт. Кем их заменить? Стариками, женщинами и подростками? Проблема! А тут ещё от коллектива шпалопропиточного завода потребовали резкого увеличения производ-ственных показателей: шпалы срочно требовались для прокладки рокадных участков железных дорог в прифронтовых областях, ремонта путей, повреждённых врагом при бомбардировках.
Не менее напряжённо работал по соседству со шпалопропиточным заводом  и коллектив лесоперевалочного участка, куда по руслу Старой Оби доставляли баржами брёвна, из которых готовили (пилили) новые шпалы. Оба коллектива трудились под девизом «Всё для фронта, всё для Победы!».

Сказалась на показателях и руководящая роль партбюро предприятия. Как результат, коллективу БШЗ были вручены переходящее Красное знамя ВЦСПС и 30 тысяч рублей для премирования рабочих.
Такой же наградой был отмечен труд коллектива БШЗ и в 1954 году - опять же под руководством К.В. Турунтаева.
 Стоит отметить, что директор БШЗ много внимания уделял не только выполнению напряжённых планов, но и заботе о людях. На территории завода были открыты столовая для рабочих, медпункт, а также построены два больших барака, где получили бесплатное жилье  около десятка семей, в том числе и Турунтаевы. Тогда же сделали непосредственно на территории предприятия пожарное депо - жизненно важное для обеспечения борьбы с ежегодными низовыми пожарами, приходящими от железной дороги Алтайская-Новосибирск.
Руководство вышестоящих ведомств по заслугам оценило труды директора. В 1945 году он был награждён значком «Ударнику сталинского призыва», в 1947 году - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне…», в 1950 - значком «Отличный путеец». А в 1952 году К.В. Турунтаев был удостоен звания «Почётный железнодорожник». Плюс к сказанному - именные часы от министра путей сообщения в 1958 году.
Опыт Почётного железнодорожника пригодился не только в годы работы директором Белоярского шпалопропиточного завода, но и в 1957 году - в период «командировки» на отстающее родственное предприятие в Оренбурге. Прибыв туда, Карп Васильевич быстро разобрался, что нужно изменить, а что сделать дополнительно. И за короткое время Оренбургская шпалопропитка не только вышла на проект-ную мощность, но и получила по итогам года от ЦК профсоюза МПС переходящее Красное знамя и 30 тысяч рублей на премии работникам предприятия.
В 1959 году шпалопропиточный завод был передан в подчинение треста «Алтайсель-электросетьстрой» и получил наименование «Белоярский мачтопропиточный завод». Основной продукцией стали деревянные опоры для линий электропередач. Ну а Карп Васильевич из Оренбурга был направлен в Казахстан - руководить Семипалатинским шпалопропиточным заводом. И после 45 лет неустанного труда ушёл оттуда на заслуженный отдых, вернувшись затем в Новоалтайск.
Только слово «отдых» понимал по-своему. Ну не мог он сидеть сложа руки! А потому пришёл в редакцию городской газеты «Ленинское знамя», где активно действовала общественная приёмная, и много лет выполнял поручения по проверке жалоб горожан и подготовке заметок, рейдовых материалов в газету. Вскоре вошёл также в состав городского Совета ветеранов труда, помогая пенсионерам в решении многочисленных част-ных и бытовых проблем. Кроме того, в Белоярске восемь лет выполнял обязанности депутата поссовета.
Все, кто его знал, однозначно утверждают: в любом деле на этого человека можно было положиться - не подведёт! Любое, самое сложное задание он выполнял доб­росовестно, тщательно прове­ряя все детали и факты по су­ществу вопроса.
И, конечно, с благодарностью отзывались о его добрых делах старые рабочие Белоярского завода, любившие своего директора за заботу и правду в решении любой конфликтной ситуации. Уважали его и жители рай­она Новостройки Новоалтайска: он часто оказывает им действенную помощь в реше­нии различных бытовых вопро­сов. Вот только здоровье в последнее время резко ухудшилось, и в декабре 1973 года ветеран ушёл в мир иной…
Как выше уже было сказано, Карп Васильевич имел много правительственных и ведом-ственных наград. И по праву! Во всём этом мы видим главное: нестареющую, как сама жизнь, любовь этого уважаемого труженика к жизни, ко всему, что может сделать её лучше, интереснее, чище. Человек высокой идейности - таким был всегда К.В. Турунтаев. Таким остался он и в памяти земляков.
В.Полянин, краевед
Категория: К 300-летию Белоярска | Добавил: pezat (01.12.2013)
Просмотров: 1414 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: