Главная » Статьи » К 300-летию Белоярска [ Добавить статью ]

Наша Велижановка

Название юго-западной части Белоярска - Велижановка - появилось около 100 лет назад. С кем и с чем оно связано? Ведь можно всю жизнь прожить в Новоалтайске и не знать, почему бывшее отделение Новоалтайского молсовхоза, микрорайон города и остановку электропоездов назвали именно так. Кто ответит на этот вопрос? Слу-ша-ем  вас!..
А вот старожилы, в том числе Герой Социалистического Труда Мария Игнатьевна Белоусова, с ответом не задерживаются. Они отлично помнят, что ещё до революции 1917 года и в предвоенные годы на большом острове посередине старого русла Оби недалеко от нынешнего мачтопропиточного завода была дача, 2-этажная небольшая бревенчатая больница известного уважаемого барнаульского врача Андрея Петровича Велижанина и его сына Глеба, репрессированных и расстрелянных в 1937 году, и два домика для врачей. Вот что удалось узнать обо всём этом из рассказов белоярских ветеранов и в краевых архивах.

Врач Андрей Петрович Велижанин православного вероисповедания. В 1904 году окончил учёбу в Томском университете и вскоре женился. В 1905 году в молодой семье родился сын Глеб, а вскоре и дочь Людмила. В минуты семейного досуга Андрей Петрович увлеченно играл с ними или, улыбаясь, наблюдал шумную возню детворы. «Без детей жизнь теряет изначальный смысл», - считал Велижанин-старший.
В 1910 г. Андрею Петровичу суждено было перенести жестокий удар судьбы - трагически погибла жена, оставив 35-летнего вдовца с двумя малолетками. Родственники настоятельно уговаривали его отдать детей им. Но Андрей Петрович решительно отклонял эти просьбы. А затем зарегистрировал брак с миловидной сотрудницей больницы Полиной Васильевной, которая стала надёжной для него опорой до последнего дня его жизни.
В политические партии Андрей Петрович старался не вступать. Лишь в 1905-1907 годах и с февраля по октябрь 1917 года состоял в партии кадетов, но затем окончательно порвал с ними. В дальнейшем это временное «кадет-ство» сыграло в его судьбе трагическую роль, о чём будет сказано дальше.
В 1910 году А.П. Велижанин с семьёй приехал работать в Барнаул. Поселился в небольшом деревянном 2-этажном доме по ул. Сузунской, 95, где был телефон и по звонку он в любой час отправлялся на дом к больному. Служил врачом «заразной» больницы в Барнауле, затем до осени 1919 года был заведующим бесплатной городской лечебницей. Среди населения он быстро обрёл широкую известность - как отличный врач и просто хороший и внимательный человек.
По воспоминаниям ветерана Белоярска Н.Ф. Долгова (написано им лично в 1988 году), в 1910-1911 гг. при проектировании прокладки железной дороги Новониколаевск (Новосибирск) - Барнаул именно А.П. Велижанин убедил авторов проекта проложить её не через Белоярск - остров Велижанка - и далее через пойму на левый берег Оби, с выходом у нынешней Гоньбы, а прямо на юг до села Чесноковка и по юго-восточной его стороне - через пойму на Барнаул, что и было принято и сделано.
Страстный собиратель гербариев и исследователь земель, он, кроме того, делал замечательные чучела добываемых редких птиц и животных, основал орнитологический отдел в краеведческом музее. И хотя с той поры прошло более 100 лет, в Алтайском краеведческом музее хранится коллекция чучел из 70 птиц, изготовленных Велижаниным в 1899-1931 годах, а также письма, личные дневники, в которых приведены фенологические наблюдения по годам и сезонам.
Довольно необычна биография А.П. Велижанина периода 1919-1921 годов. В сентябре 1919 года врач А.П. Велижанин был мобилизован прави-тельством Колчака и до прихода Красной Армии служил в эпидемиологическом госпитале.
Около четырех лет Андрей Петрович добросовестно выполнял обязанности главного врача Алтайской гу-бернской больницы. Порядочность, рыцарская самоотверженность в деле врачевания, истинная интеллигент-ность - эти качества врачей старой школы связывали и сближали А.П. Велижанина с барнаульскими коллегами Александром Ивановичем Смирновым, братьями Александром и Михаилом Киркинскими, Матвеем Павловичем Элисбергом. Затем, после клеветнического письма в Губздрав и увольнения с должности зав. губбольницей, А.П. Велижанин работал в Центральной детской больнице.

Это был
такой необычный
человек…
Деревянный двухэтажный дом №95 по ул. Сузунской с металлической пластинкой «Врач А.П. Велижанин» посещали многие барнаульцы. Поднявшись по крутой лестнице, посетитель попадал в небольшую приемную. Направо - уютный кабинет доктора, рядом располагалась столовая с роялем в углу. А возле него - огромные вазоны с пальмой и олеандром. Старомодный буфет и настенные часы с боем дополняли обстановку.
Воспитанный в семье учителя, А.П. Велижанин любил поэзию, особенно русскую классику. Глубоко чувствовал серьезную музыку. И часами мог сидеть за шахматной доской. Но всепокоряющей страстью его были охота и рыбная ловля. Он отдавал им почти все свое свободное время.
Немало птиц и зверей, чучела которых краевой музей приобрёл у А.П. Велижанина, были добыты в окрест-ностях Барнаула, в бору около Бобровки и в Белоярске на большом острове посередине реки Оби, названном жителями села Велижанкой. Андрей Петрович с помощью руководства губернской больницы построил посередине острова просторный бревенчатый дом-больницу, рядом - три небольших дома для врачебного персонала и домик-дачу для себя, которая редко когда пустовала. Вспоминая об этом, дочь Андрея Петровича Людмила Андреевна в письме барнаульскому историку А.Г. Сыщенко написала:
«Летом с моими детьми отец и Полина Васильевна Велижанины выезжали на заимку Велижанка (название по их фамилии) на Обском острове, там собирались и многочисленные наши родственники и гости. Андрей Петрович носил пенсне. Любил рыбачить не только летом, но и зимой, любил «тройную» уху из ершей. На рыбалку брал с собой старшего внука Юрия Михайловича Оверко, закаливал его (он стал литератором, но умер рано, в 29 лет). Младшие внуки отца -Сергей и Татьяна Оверко - стали ихтиологами…».
Ежедневно в больнице (см. фото 1) на острове Велижанке принимали десятки больных из окрестных сёл - Белоярска, Токарево, Чесноковки, Бажово, Санниково, Жилино и других, а также строителей Алтайской железной дороги (1911-1914 гг.) и железнодорожников станции Алтайская. За больницей виден маленький домик-дача А.П. Велижанина. После Великой Отечественной войны, когда на Велижановском острове появилось овощеводческое отделение совхоза, бревенчатые дома бывшей больницы врача Велижанина были разобраны и использованы на строительстве жилья для рабочих.
 Сегодня там, где находились дома больницы, - лесополоса и поля СПК «Велижановский» (см. фото 2).



Годы репрессий
За многие годы своей врачебной деятельности Андрей Петрович лично и с врачами своей больницы помог вернуть здоровье десяткам тысяч жителей Алтая. Люди хорошо знали своего спасителя и любили его. Но были и откровенные завистники. И как результат, 20 мая 1933 года было утверждено обвинительное заключение «По делу №23810 Барнаульской контрреволюционной повстанческой белогвардейской организации». Вторым в списке был А.П. Велижанин. Все обвиняемые больше месяца находились в Барна-ульском «домзаке», в том числе и Андрей Петрович. Но благодаря всенародной известности ГубЧК не решилась отправить его за колючую проволоку, осудив «только» на 5 лет исправительно-трудовых лагерей (условно).
Данный приговор был, образно говоря, серьёзным звонком-предупреж-дением для А.П. Велижанина. И когда в 1937 году грянули массовые репрессии, в Алтайском крае по разнарядкам из Новосибирска, подписанным начальником НКВД Мироновым, каждый день арестовывали по 70-100 человек, якобы состоявших в контрреволюционной организации РОВС (Российский Обще-Воинский Союз). По этому делу А.П. Велижанин был арестован 20 июля 1937 года по ст. 58-2, 11 по обвинению в принадлежности к руководству повстанческого штаба контр-революционной кадетской партии, якобы ставившей целью вооруженное свержение советской власти, а также в организации им четырех подпольных отрядов и одной диверсионной группы. 28 августа 1937 года была арестована и фельдшер Белоярского врачебного участка Карина Михайловна Иогансен (француженка).
В ноябре-декабре 1937 года по так называемому «Делу алтайских врачей» были арестованы 52 врача, из которых были расстреляны 43, остальных приговорили к 10 годам лагерей. Следом за врачами были арестованы их жены.
В 1937-1938 годах в Алтайском крае судебными и внесудебными органами за «совершение контрреволюционных преступлений» были осуждены 22 тысячи человек, из них более половины были расстреляны.
Бывший сотрудник НКВД рассказывал, как они со следователем НКВД Серафимом Поповым зашли в кабинет, где допрашивали арестованных:
- Вооружившись счетами, начали цифры развертывать по районам. В день выдавалось до 100 ордеров на арест. В тюрьме скопилось много арестованных. Начальник тюрьмы Стычковский имел неосторожность сказать: «В тюрьме негде уже садить арестованных». Попов грубо его оборвал: «Их нужно не садить, а впихивать коленкой». Тут привели на допрос врача Велижанина, который заявил, что  следствие держит его на ногах в течение трех дней (а ему уже 68 лет!), не давая садиться, и требует подписать протокол, который содержит вымысел. В ответ Попов сказал: «Ничего, никуда не денешься, подпишешь».
…Постановлением особой тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю от 22 августа 1937 года Андрей Петрович Велижанин был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу, с конфискацией лично принадлежащего ему имущества. Приговор приведен в исполнение 2 сентября 1937 г. в Барнауле. Реабилитирован посмертно 3 февраля 1959 года - за отсутствием состава преступления.



И  Глеба - тоже?
За что?
Сын врача А.П. Велижанина - Глеб Андреевич Велижанин (см. фото 3) - родился 30 апреля 1905 года в Семипалатинской области. Закончив классическую гимназию и биологическое отделение физико-математического факультета Томского университета, Глеб Андреевич работал на Краевой станции защиты растений.
Репрессии 1930-х годов не обошли стороной и его. В 1932 году по сфабрикованному обвинению он, работавший врачом-малярологом малярийной станции в Барнауле, был осуждён на 3 года ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей).
Заключение отбывал на строи-тельстве Беломоро-Балтийского канала. Вернулся в Барнаул, к жене и дочери и к отцу, и вместе они продолжили свою так необходимую для жителей работу врачей.
Однако судьба готовила Глебу Андреевичу новый удар: 14 ноября 1937 года, несколько  позже отца, Г.А. Велижанин был также обвинён по «делу врачей», как за участие в «контр-революционной фашистской шпионско-террористической организации», и  тёмной ночью был арестован у себя дома по ул. Аванесова, 2, где жил с женой Ольгой Ивановной, 1910 г. р. (учительница) и двумя детьми: дочь Надя - 6 лет; сын Аркадий - 6 месяцев…
У Глеба Андреевича было две сест-ры: Людмила Андреевна Оверко (замужем за агрономом) и Калерия Андреевна - проживавшие также в Барнауле. Даже на допросе Глеб Андреевич не потерял мужества и, пытаясь спасти сестре Калерии жизнь, в протоколе указал, что сестра страдает душевной болезнью.
Отец А.П. Велижанин также помог спасти дочь, поставив ей незадолго до своего ареста диагноз: душевная болезнь, и завел историю болезни (знал, что душевно-больных НКВД не берет).
8 декабря 1937 года Г.А. Велижанин был осужден в г. Барнауле Судебной Тройкой при УНКВД по Алтайскому краю (по ст. 58-2, 6, 8, 11 УК РСФСР) к ВМН (высшей мере наказания) и 27 декабря 1937 года также был  расстрелян. 8 мая 1956 года дело прекращено Военным трибуналом ВО за отсут-ствием состава преступления.

Такова история появления названия части Белоярска и остановки электричек - ВЕЛИЖАНОВКА. Станции Присягино, Цаплино, Велижановка - за каждым таким названием стоит человек, имя которого вписано в историю нашего края. Иные варианты - просто домыслы…
Категория: К 300-летию Белоярска | Добавил: pezat (22.09.2013)
Просмотров: 3468 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 1
Avatar 06.11.2015 в 19:05 Гаоина написал: Я,внучка родного брата Петра Петровича Велижанина. Мама при жизни только и вспоминала о дяде Андрюше, кфкой он был хороший, мог по глазам поставить диагноз. Ещё вспоминала,когда они за столом ели курицу, дядя Андрюша (подросток)просил сохранить все косточки и потом собирал остов курицы.Это был врач от Бога, а его растреляли низа что. Мама через всю жизнь пронесла любовь до дяди Андрюши и своих родителей. Семья была большая достойная и вся уничтожена. Кто же ответит нам,мы даже не знаем и не помним их. Как наказаны эти нелюди, которые творили бесчинства с порядочными, умными людьми. Спам
Имя *:
Email *:
Код *: