Главная » Статьи » Статьи в газете [ Добавить статью ]

Есть памятник на станции Алтайская…
Станции Присягино, Цаплино; улицы Анатолия, Мамонтова, Сухова и многие другие названия, памятники наглядно напоминают нам о трагических событиях на Алтае в годы гражданской войны - 95 лет назад. Вот и на памятнике рядом с вокзалом станции Алтайская на памятной чугунной доске чётко читается текст: «Павшим борцам за власть Советов от борющихся за коммунизм». Кто они - погибшие здесь 18 ноября 1918 года, в первый же день прихода к власти в Сибири адмирала Колчака? Чьи останки лежат под этим скромным памятником?



…Секретарь барнаульского Совдепа  С.П. Карев, комиссар Алтайской железной дороги Т.А. Тяптин, большевик-подпольщик А.А. Белов, машинист водокачки ст. Алтайская Н.А. Лукьяненко и начальник штаба отряда красноармейцев из Семипалатинска Б.К. Виховской были задержаны на Алтае белогвардейцами и оказались в камерах барнаульской тюрьмы ещё в середине лета 1918 года.
В ночь с 18 на 19 ноября 1918 года по распоряжению ярого противника власти Советов коменданта Барнаула поручика Л.С. Ракинаэти борцы за власть Советов на Алтае были тайно выведены из тюрьмы и посажены в эшелон 3-го Барнаульского полка, отправлявшегося на восточный фронт в Новониколаевск (ныне Новосибирск). На ст. Алтайская заключенных вывели из вагона. Арестованные поняли, что их ожидает расправа, и крикнули видевшим это железнодорожникам, что их ведут на расстрел.
    Так оно и произошло. Сначала их повели к бараку, где находились пленные австрийцы. Но австрийцы расстреливать у барака не дали. Тогда колчаковцы повели заключенных на юг от вокзала - к ближайшему березовому колку. При приближении к лесу кто-то из конвоя дал команду бежать. Но когда конвоируемые начали разбегаться, их практически в упор стали расстреливать, а потом добивать. Также сняли с убитых верхнюю тёплую одежду. Жена машиниста водокачки Лукьяненко была свидетелем этой дикой провокационной расправы. По пятерым было сделано 17 выстрелов - видимо, у белогвардейцев 3-го Барнаульского полка дрожали руки…
На другой день, когда эшелон с колчаковцами ушёл на север, местные железнодорожники  вырыли в березнике неглубокую яму, постелили простыню и похоронили всех в одной могиле. Через два дня родственникам Тяптина, Карева и Лукьяненко разрешили забрать трупы и похоронить на местных кладбищах. Останки А.А. Белова и Б.К. Виховского после освобождения Чесноковки от  колчаковцев были перенесены из березняка на привокзальную площадь, где на месте их захоронения в 1920 году установили скромный деревянный памятник. А 25 июля 1957 года его заменили другим - из кирпича и бетона (авторы - художники В.Ф. Стволов и И.Ф. Ласковый). Он по сей день стоит неподалеку от вокзала на станции Алтайская в небольшом красивом сквере.
В Новоалтайском краеведческом музее есть стенд, повествующий об этом трагическом событии. В папках - фотографии, письма-воспоминания от жены А.А. Белова, а также несколько подлинных писем её мужа-большевика из белогвардейских застенков.
Напомним кратко, кто он такой - Александр Алексеевич Белов, проживший всего 35 лет.
До приезда на Алтай А.А. Белов жил в городе железнодорожников-строителей Кемь (между Пет­роградом и Мурманском). Там летом 1917 года стал органи­затором центрального Совета рабочих и солдатских депута­тов. Отважно боролся с отря­дами интервентов, был в шта­бе обороны города в дни на­ступления войск белофиннов. А когда Кемь все же была за­хвачена врагом, партия напра­вила коммуниста Белова в За­падную Сибирь, где весной 1918 года подняли голову бе­логвардейцы.
Перед отъездом товарищи по партии из кемского Сове­та рабочих и солдатских депу­татов вручили коммунисту Бе­лову такую справку-удостове­рение, подписанную председа­телем кемского Совдепа тов. Мусориным:
«Согласно постановления Исполнительнаго Комитета Кемского Уезднаго Совета рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов от 4 мая 1918 года, дается настоящее товарищу Алек­сандру Алексеевичу Белову в знак глубокаго к нему ува­жения Исполнительнаго Ко­митета, как твердому и не­преклонному борцу за полно­ту Советской власти с пер­вых дней Великой Россий­ской Революции.
С нескрываемой грустью Исполнительный Комитет прощается с товарищем Александром Алексеевичем БЕЛОВЫМ, организатором Кемского Совдепа, его руко­водителем и Главным работ­ником по пути осуществле­ния принципов революции 25 октября.
Исполнительный Комитет верит, что товарищ Белов бу­дет желанным членом все­российской советской семьи всюду, где придется ему жить и работать, и что всем, в чьих рядах он будет работать, он будет так же дорог, как нам». (Текст дан полно­стью и без исправлений).
     УБЕЖДЕННЫЙ большевик, А.А. Белов развернул в Барна-ульских железно­дорожных мастерских и на ближайших станциях активную пропагандистскую и подполь­ную организаторскую деятель­ность. К сожалению, встреча на улице Барнаула с затаившим на Белова злобу исправником Песьяковым из далекой Кеми оказалась роковой: в тот же день по доносу этого предате­ля Александр Алексеевич был схвачен на станции Алтайская.
Пять месяцев тюрьмы и по­стоянная угроза расстрела за принадлежность к партии боль­шевиков не сломили героя. До последнего дня своей корот­кой, но яркой жизни он верил в торжество правого дела Великого Октября.    
Жена героя, П.С. Белова, сберегла несколько писем, на­писанных осенью 1918 года в белогвардейских застенках и вынесенных на волю умело во­шедшим в доверие к врагу Сергеем Ивановичем Смоленниковым (позже, в 1920 году - комиссаром Губпродкома на станции Камень-на-Оби).
В предлагаемых вашему вниманию отрывках из этих писем - весь характер героя-большевика. Он не страшился смер­ти. И сожалел лишь о том, что не сможет сам увидеть БУ­ДУЩЕЕ революции - нашу се­годняшнюю действительность.



Письма  А.А. Белова из тюрьмы
Дорогая Поля! Писать особенно нечего, да и писать лишнего не приходится. Теперь, значит, вопрос покончен, придется сидеть  до 19 октября, и если реакция разовьется, может быть и ещё задержат. Но у меня глубокое убеждение, что социальная революция разразится в недалеком будущем и снесёт окончательно старые устои и прожить всем неимущим не будет представляться трудным. А для меня без наличия Советской власти свобода призрачна…
Я думаю, что тебе можно будет приехать I октября, тогда мне 19 дней просидеть будет легче. Одним словом, о поездке я тебе напишу.
Как Нинуся и Веруся, cпрашивают ли, где папа.
Ты пишешь, что не получаешь писем,  а я пишу каждую неделю и буду писать так же дальше - в неделю раз.
О себе: сидим в арестном доме, в камере № I - 29 человек, состав разнообразный. Спим на полу. В 8 утра проверка, в 9 чай, в 2 обед, в четыре чай, в 7 вечера проверка. Камера закрывается, и днем (мы) закрыты, но на прогулку пускают. Читаю, играю в шахматы…   
Хочется приласкать деток, поиграть с ними, поцеловать их.  Кланяйся Лидии Дмитриевне (мать П.С. Беловой. - Авт.).
Целую, твой Александр.
Барнаул, тюрьма.
Сентябрь 1918 г.
   *      *       *                                                 
  Дорогая Поля!
 Думал, что сегодня освобожусь и завтра увижу тебя и деток. Но оказывается, несмотря на то, что следственная комиссия назначила срок на сегодня, она же опять задержала меня. Почему - официально неизвестно, сообщено в тюрьму по телефону. Что будет дальше? Если они задерживают за принадлежность к партии, тогда можно ждать всего. Тебя я прошу не волноваться и постараться немедленно приняться за работу.
Теперь же сделай следующее. Как получишь это письмо, приезжай ко мне. Остановись у Сергея Ивановича (Смоленников). Привези: полушубок, шапку старую с ушами, валенки, носки и портянки, мыла I ф, чаю 1/2 ф, перчатки, чехол для матраса, ниток, брюки черные (почини их хорошенько), рубаху нижнюю. Книгу по бухгалтерии и коммерческой арифметике…
Выезжай немедленно, а то говорят, что отправят в Томск. Хотелось бы посмотреть на деток... Привези старый пиджак. Приезжай скорее.
     Целую тебя крепко, Ниночку и Верочку,
    твой Александр.
    19 октября 1918 г.
 *     *     *
(Письмо А.А. Белова из тюрьмы С.И. Смоленникову, жил в Барнауле по ул. Полковой, №159).
                                Уважаемый Сергей Иванович!
Меня задержала следственная комиссия. Официально пока неизвестно, за что. Передано из следственной комиссии по телефону. К Вам у меня просьба: так как придётся сидеть, я решил преподавать бухгалтерию, то просил бы Вас, если найдётся учебник бухгалтерии Сиверса и руководство по кооперативному счетоводству, то пришлите. Пришлите и конторской бумаги листов 60 или хотя бы писчей.
Ну будьте здоровы, желаю удач.
Барнаул, тюрьма.  19/X-1918 г.

 *    *    *
ОСТАЕТСЯ ДОБАВИТЬ, что жена Белова выполнила наказ Александра Алексеевича и воспитала дочерей хорошими людьми. Сама в 1927 году вступила в члены РКП(б). Жила в Москве. Переписы­валась с Новоалтайским крае­ведческим музеем, по мате­риалам которого и подготов­лена эта подборка строк из пи­сем А.А. Белова.

Категория: Статьи в газете | Добавил: pezat (21.11.2013)
Просмотров: 1351 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: